История Минского Тракторного Завода (МТЗ)

Минский Тракторный Завод
06.03.2023 0 комментариев

История развития тракторов МТЗ

Производственное объединение Минский тракторный завод за более чем полвека своего существования превратилось в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире и насчитывает 35 000 сотрудников. За свою историю МТЗ произвела более 3 миллионов тракторов, из которых более 500 тысяч были поставлены примерно в 80 стран мира.

Производственное объединение “Минский тракторный завод” было основано 29 мая 1946 года

И. Сталин, председатель Совета Министров СССР, и Я. Чусаев, начальник аппарата Совета Министров СССР. Чусаев подписал исторический указ №1142 «О строительстве Минского тракторного завода», который обязывал Министерство сельского машиностроения СССР и Совет министров БССР начать строительство Минского тракторного завода мощностью 50 гусеничных тягачей с дизельными двигателями мощностью 37 л.с. в сутки и начать их производство в 1948 году.

В 1947 году Пленум Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза (большевиков) ставит приоритетные задачи по развитию сельского хозяйства страны в последний период, строительство Минского тракторного завода объявляется ударной стройкой Советского Союза.

Вышел в свет первый номер всесоюзной газеты «Трактор». В нем сообщалось о проанализированных планах и программах, славных патриотических достижениях и духовно насыщенной жизни белорусских тракторостроителей. Его первым редактором был журналист Михаил Егорович Кузов.

В 1948 году в дизельном цехе установлена первая автоматическая линия для обработки головок блоков цилиндров.

В октябре-ноябре создается Научно-технический совет Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР с участием академика Е.А. Чудакова.

В 31-ю годовщину Великой Октябрьской революции был собран первый стартерный двигатель.

В 1949 году 18 июня в экспериментальном цехе был завершен первый образец колесного трактора заводской конструкции. Иван Иосифович Дронг, главный конструктор Минского тракторного завода, предлагает присвоить новому транспортному средству благородное и величественное название «Беларусь», с которым оно начнет свое путешествие по планете Земля.

Ведущую роль в интенсификации сельскохозяйственного производства и повышении уровня его механизации играют тракторы, в первую очередь универсальные и колесные сельскохозяйственные тракторы.

Минский тракторный завод — важнейшее предприятие в стране, разрабатывающее и производящее универсальные тракторы. Белорусские тракторы используются в сочетании с культиваторными, полунавесными и прицепными машинами (более 300 единиц) в сельском хозяйстве для возделывания и уборки пропашных культур (кукуруза, картофель, сахарная свекла, подсолнечник), для общестроительных работ, а также для транспортировки, погрузки, разгрузки и других работ. Сферы применения белорусских тракторов постоянно расширяются. На основе унификации разработаны и готовятся к производству специальные модификации: для выращивания хлопка и риса, бахчеводства, горного земледелия; с реверсивным управлением для работы с комбайнами с широким захватом; гусеничные комбайны для выращивания сахарной свеклы и винограда. Кроме того, на базе белорусских тракторов производятся хлопкоуборочные машины, комбайны для уборки сахарной и кормовой свеклы, экскаваторы и погрузчики.

Сходство колесных моделей составляет 84%, а сходство колесной и гусеничной версий — 60%. В результате машины разного назначения оснащаются одними и теми же двигателями, водяными и масляными радиаторами, глушителями, сцеплениями, коробками передач, ведущими мостами, валами отбора мощности, гидравлическим и электрическим оборудованием, кабинами, сиденьями и т.д. Это упрощает эксплуатацию и облегчает поставку запасных частей и ремонт.

Высокие технико-экономические показатели тракторов «Беларус» в сочетании с их надежностью и безопасностью сделали их востребованными не только в нашей стране, но и за рубежом: более чем в 80 странах, включая Великобританию, Францию, США, Канаду, Германию, Италию, Швецию и др.

Производство белорусских тракторов началось в 1953 году с модели МТЗ-2, в 1972 году был выпущен миллионный, а в 1984 году — двухмиллионный белорусский трактор.

Минский тракторный завод сегодня

Каждый 10-й трактор в мире выпущен из МТЗ

В 2005 году Минский тракторный завод выпустил 42 158 тракторов (без учета минитракторов), что на 22% больше, чем в 2004 году. Кроме того, 1688 белорусских тракторов было собрано из тракторокомплектов на Елабужском автомобильном заводе и 20 — на ОАО «Павлодартрактор». В 2006 году завод начал производство опытных образцов тракторов мощностью 450 л.с. Впервые новые модели были представлены 30 мая 2006 года во время празднования 60-летнего юбилея завода. В 2008 году завод выпустил почти 66 000 тракторов и машин. Объем производства товаров в том году превысил 2,6 триллиона белорусских рублей. В 2010 году завод начал подготовку к производству опытной серии тракторов «Беларус 3522». По заявлению завода, «Беларус-3522» — самый мощный трактор, выпускаемый в Европе.

1 августа 2014 года МТЗ-ХОЛДИНГ был зарегистрирован в государственном реестре.

В 2017 году он произвел 31 011 тракторов на сумму 980 млн рублей (около 490 млн долларов США) и другой продукции на 196 млн рублей. Завод модернизирует производство, ориентируясь в первую очередь на увеличение выпуска энергоемких тракторов, используя кредитную линию Китая, собственные средства, кредит Банка развития Республики Беларусь и другие кредиты.

В 2017 году завод имел 5882 металлорежущих станка, 990 кузнечно-прессовых станков, 118 деревообрабатывающих станков, 851 литейный станок и 4389 погрузочно-разгрузочных машин.

В феврале 2019 года акции АО «Оршанский инструментальный завод» были переданы МТЗ.

29 мая 2021 года на выставке, посвященной 75-летию МТЗ, был представлен прототип первого беспилотного трактора «Беларус А3523i». В 2022 году был выпущен четырехмиллионный трактор.

С 2022 года МТЗ попал под санкции Канады (март) и Украины (октябрь).

Статья подготовлена при поддержке сайта по подбору и аренде автомобильной и грузовой техники «Перевозка 24»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *