История МТЗ-80
МТЗ — 80 – марка универсальных колесных тракторов, выпускаемых Минским Тракторным Заводом с 1974 года по настоящее время.
История МТЗ-80 начинается в 1972 году, когда был выпущен первый трактор этой модели. Он был создан на базе трактора «Беларус-1523» и стал одним из самых популярных тракторов в Советском Союзе. МТЗ-80 был предназначен для работы на малых и средних полях, а также в садоводстве и животноводстве.
С этим трактором связан старт отечественной промышленности — Минского тракторного завода. В 1974 году рабочие собрали 80 тракторов, а в конце девятой пятилетки производство достигло 14 250 единиц в год. В 1976 году с главного конвейера сошел 1300000-й трактор завода «МТЗ-80». Он стал лучшей моделью Советского Союза и трактором Союза стоимостью 10 миллионов долларов в 1977 году.
Но и сейчас, спустя 40 лет, старые «восьмидесятки» не спешат списывать и по-прежнему используют в сельскохозяйственных предприятиях.
О создании и серийном производстве семейства тракторов МТЗ-80 на Минском тракторном заводе. После выхода в 1966 году Постановления Совета Министров СССР № 606, в котором говорилось «о необходимости выпуска универсальных тракторов мощностью не менее 75-80 л.с. и тяговым классом не менее 1,4». В то время были выделены огромные средства и ресурсы. В целях ускорения создания и сокращения затрат на техническое перевооружение для основного завода и смежных предприятий было принято решение о комплексной модернизации семейства тракторов МТЗ-50.
Кабина трактора МТЗ-80 намного просторнее, чем у его предшественника. Трансмиссия установлена на тракторе МТЗ-50 и имеет две передачи, с помощью которых трактор движется назад, и девять передач для передней передачи. У МТЗ-80 передач в два раза больше, то есть четыре назад и восемнадцать вперед. Вес тракторов также отличается от 80-ки весит немного больше, МТЗ 50 3,6 тонн, а МТЗ 80 3,77 тонн. Конечно, более современная модель МТЗ-80 привлекала больше пользователей в Советском Союзе, но МТЗ-50 был намного дешевле, а его функциональность полностью соответствовала 80-ке, поэтому их долгое время выпускали парралельно.
В конструкцию новой машины были внесены существенные изменения. Наиболее важными из них были новый обтекатель, кабина и двигатель повышенной мощности Д-240 Минского моторного завода.
В 1970-х годах трактор МТЗ-80 был усовершенствован, были добавлены различные опции и модификации. В середине 1980-х годов была выпущена модель МТЗ-82, которая имела более мощный двигатель, более современный дизайн и усовершенствованную переднюю ось.
В 1972 году начались испытания нового трактора. В ходе испытаний были определены агрегатированные машины и орудия, количество которых составило около 230 единиц. Увеличение конструкционной скорости до 33 км/ч это позволило более эффективно использовать его на общетранспортных работах.
На конвейер трактор встал в 1974 году, а в 1975 году на конвейер в Кишиневе вышел гусеничный вариант трактора Т-70.
Первоначально тракторы имели небольшую кабину, но уже в 1980 году некоторые модификации МТЗ-80 были оснащены увеличенным остеклением, которое было разработано в середине 1970-х годов для перспективных моделей. С незначительными доработками эта кабина устанавливается на все модели на базе МТЗ 80.1 и 82.1 с 1988 года.
В 1990-х годах МТЗ-80 и его модификации продолжали оставаться основными тракторами, используемыми в СНГ и в некоторых других странах. В начале 2000-х годов были выпущены еще более усовершенствованные модели МТЗ-82.1 и МТЗ-82.2, которые имели более современный дизайн, электронный дисплей и другие дополнительные функции.
За разработку и освоение серийного производства «МТЗ-80» 9 человек были удостоены Государственной премии БССР в области машиностроения. В 1974 году МТЗ-80 был удостоен «золота» в Лейпциге-Клееберге на выставке «Агро-74» и в 1976 году в Загребе. В 1977 году снова «золото» в Венгрии на выставке «Агромашэкспо».
Статья подготовлена при поддержке сайта по подбору и аренде автомобильной и грузовой техники «Перевозка 24».