Устройство двигателя МТЗ-80
Двигатель МТЗ является ключевым устройством сельхозтехники, его работоспособность напрямую влияет на работу механизма. Этот двигатель относится к категории двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в процессе которых тепловая энергия, выделенная при горении смеси в камере, преобразуется в механическую энергию. Для работы двигателя используется дизельное топливо. Процесс трансформации основан на изменении объема газообразных веществ при нагреве.
Тракторы МТЗ-80 оснащены четырёхцилиндровым, четырёхтактным дизельным двигателем мощностью 80 л.с., в которых используются неразделённые камеры сгорания с объемно-пленочной смесью топлива. Часть топлива впрыскивается в камеру сгорания и распыляется, а другая часть распределяется по поверхности камеры, образуя тонкую пленку. Первая часть топлива смешивается с воздухом, сжатым и нагретым в двигателе, и сгорает, происходит так называемый процесс предварительного воспламенения топлива. Камера сгорания имеет шатрообразную форму, которая создаёт турбулентность воздушного потока и способствует лучшему перемешиванию топлива и воздуха. Вторая часть топлива испаряется и нагревается стенкой камеры сгорания и вступает в контакт с потоком сжатого нагретого воздуха, после чего происходит воспламенение топлива. Этот процесс обеспечивает экономичную работу двигателя и плавно возрастающие нагрузки на кривошипно-шатунный механизм, что позволяет обеспечить бесперебойную работу трактора.
Схема камеры сгорания
- форсунка;
- головка блока;
- гильза;
- поршень;
- камера сгорания.
а — вид справа; б — вид слева:
- поддон блок-картера;
- задний лист;
- венец маховика;
- маслозаливная горловина;
- фильтр грубой очистки топлива;
- воздухоочиститель;
- выпускной коллектор;
- головка блока цилиндров;
- электрофакельный подогреватель;
- генератор;
- корпус термостата;
- вентилятор;
- водяной насос;
- ремень вентилятора;
- передняя опора;
- блок-картер;
- центробежный масляный фильтр;
- сапун;
- масломерная линейка;
- топливный насос;
- форсунка;
- механизм аварийного останова;
- впускной коллектор;
- фильтр тонкой очистки топлива;
- стартер.
К конструктивным особенностям относят:
- Наличие турбокомпрессора.
- Изменения патрубков подающего и отдающего коллекторов, шкива коленвала, генераторного агрегата и водяного насоса.
- Вспомогательный клиновой ремень.
- Специальные форсунки в блочных опорах.
- Чугунная вставка под первым кольцом компрессора.
- Антидымовой корректор.
- Улучшенные вставные клапанные седла и насос для масла.
- Удлинение пальцев маховика.
Наиболее частые поломки моделей
К типичным неисправностям тракторных двигателей относят:
- Воздух в ТС. Для устранения проблемы ее прокачивают помпой ручной подкачки, устраняют подсос.
- Неполадки и дефекты ТС. Снимают насос и отправляют на СТО для диагностики и ремонта.
- Отсутствие тяги. Ремонтируют ТС — регулировка насоса, замена фильтра при засорении, промывка распылителей, очистка сопла, проверка воздухоочистителя, турбокомпрессора, регулировка зазоров газораспределительного механизма.
- Появление черного дыма. Возможные причины — засорение воздухоочистителя, неисправность насоса подачи топлива и форсунок, неправильная регулировка тепловых зазоров механизма газораспределения. Производят ТО или замену элементов и соответствующие регулировки.
- Появление белого дыма. Причина- попадание в камеру сгорания двигателя охлаждающей жидкости. Неисправность — пробита прокладка между блоком двигателя и головкой газораспределения. Устранение — демонтаж головки и замена прокладки.
- Закипание охлаждающей радиаторной жидкости. Производят очистку радиатора и водяной рубашки блока цилиндров от накипи регулируют натяжение ремня вентилятора.
Статья подготовлена при поддержке сайта по подбору и аренде автомобильной и грузовой техники «Перевозка 24».